Онлайн-кинопрограмма ко Дню славянской письменности и культуры
24 Май 2020 года
Накануне Дня славянской письменности и культуры (24 мая) – праздника ко дню памяти братьев Кирилла и Мефодия, специалисты «Енисей кино» собрали кинопрограмму, посмотрев которую, зритель глубже проникнется в философский вопрос: «Что же значит загадочная русская культура». В киноподборку входят как минилекция о российской истории, так и классика советского кинематографа наравне с современными образцами кино, снятого русскими режиссерами.
Видеоистория русской культуры за 25 минут «Arzamas» (2015)
В рамках проекта о русской культуре, придуманным профессором Оксфорда и Шанинки Андреем Зориным, Arzamas выпустила специальный ликбез, в котором за 25 минут зритель успеет познакомиться с основными вехами истории России через культурную составляющую каждого времени.
В видеоистории выделено 7 глав, в первой из которых поднимаются вопросы самоидентичности народа эпохи Древней Руси, затем исследуется влияние православной системы на культуру Московской Руси. В петербургский период Россия становится «европейской», а в царском – определение «русского народа» принимает определенные черты. Мировой интерес к России знаменуется Серебряным веком, а в периоде между революцией и войной идеи авангарда становятся не уместными политической системе. В заключительной главе освещен переход советской культуры в андеграунд, а также постепенная смена народных настроений, в итоге пришедших к перестройке.
Ссылка на просмотр: https://arzamas.academy/likbez/ruskult
Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979)
Золотая классика советского кинематографа, фильм Никиты Михалкова, снятый по мотивам романа И.А. Гончарова «Обломов». В первом кадре фильма мы видим милого мальчика, который сладостно потягивается после ночных грез. Мальчик – это маленький Илья Ильич, который рос в атмосфере любви и безмятежности, который вырос в мужчину, не знающего бытовых проблем, но хорошо знакомым с проблемами духовными. В противовес ему Андрей Штольц – горячо любимый друг, но диаметрально противоположный по укладу жизни и ее ценностям.
С помощью динамичной операторской работы зритель успевает обратить внимание и на метафоричные детали, которые появляются в кадре и описывают сложившуюся ситуацию лучше закадровых слов, и на лирическое состояние героев, которые являются заглавными персонажами. Здесь стоит отметить великолепную игру Олега Табакова, который использует интонацию голоса, жесты и непередаваемую мимику для создания образа настоящего Обломова, также как и Юрия Богатырева, чей Штольц с безукоризненной осанкой каждый раз тормошил Илью Ильича на совершение неподъемных для него подвигов.
Ссылка на просмотр: https://mosfilm.ru/movies/24910/
Чучело (1984)
Кинокартина Ролана Быкова со сложной кинопрокатной судьбой по одноименной повести Владимира Железникова «Чучело». Сюжет, который нашел отклик у разных людей: детей, взрослых, стариков. Проблема школьной жестокости, которую не принято активно обсуждать, но от которой страдают реальные дети. «Чучело» как иллюстрация модели школьного общества, где есть хрестоматийные герои: бойкая староста – лидер, типовой хулиган, красивый, но трусливый заводила, популярная девчонка с далеко не добрыми намерениями.
Фильм глубоко пронизан символизмом. Одна сцена с ритуальным поджогом прототипа чучела выводит картину на такой эмоциональный пик, после которого требуется время, чтобы продолжать наблюдения за злоключениями героев. Сцена ритуального поджога проходит в заброшенной церкви, а очертания православных храмов ясно прослеживаются на фоне некоторых сцен. Примечательно, что на картине, которая идет параллельной линией через весь сюжет, изображена учительница словесности, бабушка деда Лены Бессольцевой – Машка, так сильно похожая на главную героиню, которая в конце фильма практически и становится ею. И именно над этой картиной опечаленный класс пишет последние слова: «Прости нас, чучело!»
Ссылка на просмотр: https://www.culture.ru/movies/396/chuchelo
Лето (2018)
«Я жду ответа, больше надежд нету.
Скоро кончится лето. Это...»
Несмотря на то, что изначально кажется, будто этот фильм о Викторе Цое и группе «Кино», это не совсем так. Фильм Кирилла Серебренникова – скорее авторская интерпретация, за основу которой был взят андеграундный Ленинград 80-х. Специально введенный для этого персонаж Скептик смотрит в глаза зрителю и показывает табличку: «Этого не было» после каждой музыкально-анимационной вставки. Пассажиры электрички поют «Psycho Killer» Talking Heads, в переполненном троллейбусе раздается «The Passenger» Игги Попа, а на улице ночного Ленинграда под проливным дождем «Perfect day» Лу Рида. Поют эти песни сами пассажиры, отчего происходящее смотрится абсолютно не наигранным, как будто в действительности в Ленинграде 80-х все люди пели рок-песни повсюду.
Удивительный синтез музыки, анимации и байопика передает универсальный момент красоты и романтики молодости, и любви, которая обаятельно прекрасна как на берегу озера, так и в многочисленных уголках питерской коммуналки.
Ссылка на просмотр: https://www.ivi.ru/watch/186642
Последний богатырь (2017)
Знакомые с детства герои русских сказок совместно с «магом» из современной России, который зарабатывает с помощью своего шарлатанства, отправляются в путь по стране Белогорье, полный приключений и опасностей.
Российский фильм Disney возвращает внимание зрителя к традиционным фольклорным персонажам – Кащею Бессмертному, Бабе Яге, Водяному, богатырях. К авантюре присоединяется современный герой из Москвы - Иван с его нестандартными умениями проявить смекалку. Комедийное фэнтези, где антигерои становятся «добрыми», а сами герои – «злыми» на просторах красочной страны Белогорье; кино, которое можно смело смотреть всей семьей.
Ссылка на просмотр: https://okko.tv/movie/poslednijj-bogatyr