 Филармония-06.png)
Фестиваль Дмитрия Хворостовского. Кинопоказ «АЛЕКО» (1893), «СКУПОЙ РЫЦАРЬ» (1906)
19 Октябрь 2021 года
 Филармония-06.png)
19 октября 2021, вторник, 19.00
Большой зал Дома кино
ФЕСТИВАЛЬ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО
КИНОПОКАЗ
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ (1873–1943)
«АЛЕКО» (1893)
«СКУПОЙ РЫЦАРЬ» (1906)
СЕРГЕЙ ЛЕЙФЕРКУС
Баритон / Россия
Мы предлагаем вам вспомнить яркие моменты Фестиваля Дмитрия Хворостовского, впервые прошедшего в 2019 году.
19 октября в Большом зале Дома кино будет представлен фильм, созданный творческим коллективом берлинской кинокомпании EuroArts (Германия) и режиссером Анаис Спиро (Франция) – в этот вечер будут показаны одноактные оперы Сергея Васильевича Рахманинова «Алеко» и «Скупой рыцарь»; титульные партии исполняет выдающийся российский баритон Сергей Лейферкус.
Опера «Алеко» – дипломная работа студента Московской консерватории, 19-летнего Сергея Рахманинова. Задание написать оперу на либретто солидного драматурга и будущего основателя Московского Художественного театра Немировича-Данченко юный композитор получил за месяц до выпуска из учебного заведения – и принялся за его выполнение необычайно рьяно. «Как только мне дали либретто «Алеко», я со всех ног бросился домой, боясь потерять хотя бы одну минуту, потому что времени для выполнения задания нам предоставили совсем немного. Сгорая от нетерпения, я уже чувствовал, что музыка пушкинских стихов начинает звучать во мне. Я знал, что стоит мне только сесть за рояль, и я смогу сочинить половину оперы», – так вспоминал о тех днях сам Рахманинов. Цыганская же тема отлично укладывалась и в художественный контекст времени. Как в музыкальный – манифесты оперного веризма уже представлены Пьетро Масканьи («Сельская честь», 1890) и Руджеро Леонкавалло («Паяцы», 1892), так и литературный – в 1892 Горький пишет «Макара Чудру», а на излете XIX века Лев Толстой создаст, возможно, свою лучшую пьесу – «Живой труп» (1900), повествующую о герое, мечущемся между существованием в высшем обществе и жизнью в вольнолюбивом мире цыган.
Опера была закончена за 17 дней. Экзаменационная комиссия удостоила ее высшей оценки, а уже в следующем 1893 «Алеко» зазвучал на сцене Большого театра в Москве. Присутствовавший на премьере Чайковский просил у Рахманинова разрешения исполнять «Иоланту» в один вечер с «Алеко», признаваясь в том, что опера «прелестна и в высшей степени симпатична».
«Скупым рыцарем» Рахманинов продолжил традицию работы с пушкинскими текстами в оперном театре, начатую в свое время Даргомыжским (декламационно-речитативный «Каменный гость») и подхваченную впоследствии Цезарем Кюи («Пир во время чумы») и Римским-Корсаковым («Моцарт и Сальери»). Опера создавалась в расчете на Федора Шаляпина, но певец отказался участвовать в премьере, мотивируя тем, что главная партия Барона «инструментальна, а не вокальна». Тем не менее, сцена-монолог Барона – маленький музыкально-драматический шедевр, исполнить который на должном уровне могут лишь блестящие певцы-артисты. Сергей Лейферкус – из их числа.
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ (1873–1943)
«СКУПОЙ РЫЦАРЬ» (1906)
Либретто автора по одноименной «маленькой трагедии» Александра Сергеевича Пушкина
Действующие лица и исполнители:
Барон – Сергей Лейферкус
Альбер, его сын – Всеволод Гривнов
Герцог – Андрей Батуркин
Жид – Максим Пастер
Слуга – Михаил Головушкин
«АЛЕКО» (1893)
Либретто Владимира Ивановича Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыгане»
Действующие лица и исполнители:
Алеко – Сергей Лейферкус
Молодой цыган – Михаил Пирогов
Старик, отец Земфиры – Михаил Головушкин
Земфира – Елена Гусева
Старая цыганка – Ольга Басова
Хоровой ансамбль солистов «Тебе Поемъ»
Студенческий хор Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского
Красноярский академический симфонический оркестр
Дирижер – Владимир Ланде