Мероприятия и кинопрограмма к 95-летию со Дня рождения В.П.Астафьева

Мероприятия и кинопрограмма к 95-летию со Дня рождения В.П.Астафьева

1 Май 2019 года

Мероприятия и кинопрограмма к 95-летию со Дня рождения В.П.Астафьева

1 мая 2019 года могло бы исполниться 95 лет со Дня рождения знаменитого советского и российского писателя, лауреата множества Государственных премий Виктора Петровича Астафьева.

Он родился недалеко от Красноярска, в небольшом селе Овсянка. С юных лет ему пришлось пережить множество невзгод – отец попал в тюрьму, а мать трагически погибла, когда будущему писателю было всего 7 лет. Позже Астафьеву пришлось некоторое время жить в заброшенном доме, откуда его забрали в детский дом.

Уже в детстве Виктор Петрович Астафьев дебютирует как писатель с сочинением «Жив», которое печатают в школьном журнале. Позднее эта работа будет превращена автором в рассказ «Васюткино озеро».

После начала Великой Отечественной войны Астафьев уходит добровольцем на фронт. С 1943 года он воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. Был шофёром, связистом и артиллерийским разведчиком. Во время боев получил серьезное ранение и был контужен. За доблестную службу ему вручили медаль «За отвагу».

Впоследствии, пережитое на войне нашло отражение во многих произведениях автора. Отмечалось, что стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина – обезличенного Ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

Вернувшись с войны Астафьеву, нужно было кормить семью, на тот момент он уже был женат. Приходилось менять много работ – он был и чернорабочим, и слесарем, и грузчиком. Несмотря на трудности послевоенной жизни, желание писать не исчезло.

В 1958 году в свет вышел его первый роман – «Тают снега», и в этом же году Виктор Петрович становится членом Союза писателей РСФСР. В 1962 году, перебравшись с семьей в Пермь, писатель выпускает цикл миниатюр и называет их «затесями». В этих историях поднимаются важные для русского народа темы – патриотизм, война и деревенская жизнь.

Сибирская деревня – еще одна крайне важная для творчества Виктора Петровича Астафьева тема. Несмотря на трудности, пережитые в юности, писатель всегда с теплотой вспоминал о том, какой одновременно суровой и мрачной и вместе с тем яркой и шумной, была дорогая сердцу малая родина.

В 1975 году Астафьев стал лауреатом Государственной премии РСФСР за произведения «Последний поклон», «Перевал», «Пастух и пастушка» и «Кража». В следующий год была издана одна из самых популярных книг писателя – «Царь-рыба». Несмотря на то, что работа подверглась жесткой цензуре, именно за нее автор получает Государственную премию СССР.

Умер писатель 29 ноября 2001 года. Его похоронили рядом с родным селом, а через год в его доме открыли музей семьи Астафьевых.

 

Программа мероприятий по городам и районам Красноярского края

 

КГБУК «Енисей кино» подготовил специальную программу, в которую вошли художественные фильмы по произведениям Виктора Петровича Астафьева и документальные картины, посвященные его жизни и творчеству:

«Сюда не залетали чайки» (реж. Булат Мансуров, 1978). Сибирь, 30-е годы. Десятилетний Илька убегает из дома от мачехи и примыкает к артели сплавщиков леса по реке Мане. Здесь маленький герой обучается опасному ремеслу и обретает друзей.

«Звездопад» (реж. Игорь Таланкин, 1981). Они встретились и полюбили друг друга в прифронтовом городе. Шла война, которая диктовала свои законы, не оставлявшие места для любви. Да и мать девушки была против женитьбы: ведь если он погибнет, что станет с ее единственной дочерью? И герой решает расстаться с любимой навсегда.

«Дважды рожденный» (реж. Аркадий Сиренко, 1983). События происходят в Белом море, в 1942 году. Новобранец Андрей Булыгин назначен помощником пулеметчика на небольшое судно, доставляющее на линию фронта бойцов и вооружение. На обратном пути немецкие истребители топят корабль, в живых остается только Андрей. Выбравшись на лед, он вступает в неравную схватку с холодом и атакующим его с воздуха немецким летчиком фон Бетгером.

«Нет мне ответа» (реж. О. Лебедев, 1989). Размышления Виктора Петровича Астафьева о современной жизни и ее проблемах, об Отечественной войне, об исторических судьбах деревни.

«Дороже дорогого» (реж. Л. Кузнецова, 1994). Рассказ о жизни семьи писателей Виктора Петровича Астафьева и Марии Семеновны Корякиной. В фильме использованы кадры хроники военных лет, воспоминания писателей, семейные документы и фотографии.